Модуль №6: Кинематограф сегодня

Цикл лекций по истории мирового кино: культовые режиссёры, знаковые фильмы, важнейшие культурные события ХХ-ХХI вв. – все это и многое другое через призму гендерного подхода к анализу кинематографа. Понятие репрезентации является базовым для парадигмы «гендерных культурных исследований», поэтому вместо объединения героинь в произведении под единым статичным понятием «женского образа», мы обратимся к рассмотрению женщины как образа динамического. Это позволит, исходя из понимания «духа времени» (нем. Zeitgeist), понять, какие идеи скрываются за характером конкретных героинь. Новая репрезентация женских персонажей в произведении всегда свидетельствовала о важнейших изменениях в сознании той или иной эпохи. Именно эти образы становятся ключевыми для определения характера времени и исторического сознания, они маркируют перемены, происходящие в социально-общественном мироустройстве. Гендерный подход расширит смысловое поле и позволит по-новому взглянуть на, казалось бы, хорошо известные периоды кинематографа и фильмы.

РАСПИСАНИЕ

5 мероприятий
21 ноября – 19 декабря 2018
Продолжительность курса — 5 недель
По средам, 19:30–21:30

Лекции

Кадр из фильма «Проститутка (Убитая жизнью)», реж. О. Фрелих, СССР, 1926.

Трансформацию женской гендерной роли в отечественном кинематографе от патриархальной до феминистской можно проследить через образ проститутки. Впервые он появляется на киноэкране в 10-х гг. и изменяется в зависимости от политической ситуации в стране: исчезает и вновь возвращается, обретая новое смысловое звучание. До революции через него транслируются проблемы социальной несправедливости в обществе. В 20-е гг., с приходом к власти большевиков, проституция начинает восприниматься как разрушительное наследие царского режима, которое подлежит искоренению, а идеологически чуждые работницы этой сферы услуг – «перековке». В 30-е гг. оно записывается во враждебное советскому обществу явление, и на долгие годы исчезает из кинодискурса. На советские экраны образ проститутки вернется в период «оттепели», но концептуальную перекодировку получит только с развалом СССР, когда в ряду других маргинальных явлений приобретёт значение вызова тоталитарной системе. Исходя из контекста развития данного образа, проследим, какие идеи стоят за его востребованностью современным российским кинематографом.

Купить билет

Кадр из фильма «Голубой ангел», реж. Дж. фон Штернберг, Германия, 1930

Вместе с трансформацией морально-нравственных ориентиров в социуме, переоценкой понятий «женского» и «мужского», под влиянием открытий в сфере медицины и психиатрии, популярности идей Ф. Ницше в западном обществе рубежа XIX-XX веков формируется концепция «новой женщины». Эта концепция была основана на идее равноправия полов как основы обновления общества и гармонизации мира. Проект изменения гендерной модели в европейском обществе рубежа веков, лег в основу литературных и теоретических трудов немецкого писателя и драматурга Ф. Ведекинда, создавшего в своих пьесах тип героини, созвучный понятию «новой женщины». Этот женский образ под именами Лулу, Лили и Лола окажется чрезвычайно востребованным немецким кинематографом разных периодов, начиная с 20-х гг. и будет чётко фиксировать происходящие изменения в обществе, как социальные, так и политические. Под этим углом зрения будет весьма продуктивно для понимания художественного своеобразия и характера той или иной эпохи проследить историю репрезентации этого образа на немецком экране.

Купить билет

Кадр из фильма «Клео от 5 до 7», реж. А. Варда, Франция /Италия, 1962

В 1956 г. выходит фильм Р. Вадима «И Бог создал женщину», в котором впервые в послевоенном европейском кинематографе заявляется тема женской эмансипации. Эту картину позднее Ф. Трюффо назовет «документальным фильмом о «женщине, олицетворяющей [свое] поколение», приравнивая образ героини, созданный на экране Брижит Бардо с бунтарскими образами Джеймса Дина в американском кино. Из-за своей откровенности фильм вызвал тогда скандал, но буквально через несколько лет французский кинематограф захлестнет «новая волна», которая начнет разрушать старую мораль и заявит о приходе нового революционного поколения. Эпоха «новой волны» совпадает с подъёмом феминистских настроений в Европе. И как в XIX веке появились «новые француженки» Золя, Мопассана, Бальзака, Флобера, Ж. Санд, так в конце 50-х гг. ХХ века появляются «новые француженки» Ф. Трюффо, Ж.-Л. Годара, Л. Малля, К. Шаброля, А. Варда и др. – раскрепощённые, эмансипированные, «живущие своей жизнью». Эти героини, заставившие весь мир обернуться и с восхищением взглянуть на них, становятся объектом исследования автора лекции.

Купить билет

Кадр из фильма «Умирающий лебедь», реж. Е. Бауэр, Росс. Империя, 1917

Вместе с трансформацией морально-нравственных ориентиров в социуме, переоценкой понятий «женского» и «мужского», под влиянием открытий в сфере медицины и психиатрии, популярности идей Ф. Ницше в западном обществе рубежа XIX-XX веков формируется концепция «новой женщины». Эта концепция была основана на идее равноправия полов как основы обновления общества и гармонизации мира. Проект изменения гендерной модели в европейском обществе рубежа веков, лег в основу литературных и теоретических трудов немецкого писателя и драматурга Ф. Ведекинда, создавшего в своих пьесах тип героини, созвучный понятию «новой женщины». Этот женский образ под именами Лулу, Лили и Лола окажется чрезвычайно востребованным немецким кинематографом разных периодов, начиная с 20-х гг. и будет чётко фиксировать происходящие изменения в обществе, как социальные, так и политические. Под этим углом зрения будет весьма продуктивно для понимания художественного своеобразия и характера той или иной эпохи проследить историю репрезентации этого образа на немецком экране.

Купить билет

Мой ХХ век / Az én XX. Századom, сцен. и реж. Ильдико Эньеди (Ildikó Enyedi), Венгрия, 1989, 102 мин.

Золотая камера (награда за режиссерский дебют) на МКФ в Каннах (1989)

Режиссерский дебют Ильдико Эньеди «Мой ХХ век» стал подлинным событием в истории как венгерского, так и мирового кинематографа. Главные персонажи фильма – мужчина, пытающийся обрести женский идеал, и две сестры-близнецы, разлученные в детстве, одна из которых – авантюристка, а другая – романтическая натура, свято верящая в идеалы революции. Этот святочный рассказ о поиске спутницы жизни превращается в авторское философское размышление о человеке и мире в ХХ веке, о женщине в мире мужчины и мужчине в жизни женщины. Изысканное художественное решение картины и притчевая манера повествования, соединенная с реалистическим взглядом на мир, создают поистине поэтическое произведение, передающее как дыхание времени, так и ощущение неизменности в вечном круговороте человеческих судеб. Женский взгляд на важнейшие события ХХ века и ответ мужчине на его утверждение, что «женщины не существует».

Просмотр и обсуждение фильма.
Фильм представит Светлана Смагина, киновед, кандидат искусствоведения, автор книги «Публичная женщина или Публичная личность? Женские образы в кино».

Материалы к курсу

  • Кадр из фильма «Проститутка (Убитая жизнью)», реж. О. Фрелих, СССР, 1926.

АНАЛИЗИРУЯ ФИЛЬМЫ «ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ»!

Одной из актуальных задач современного киноведения становится процесс осмысления кинематографа и искусства в целом через призму понятия гендера. Данный подход позволяет более точно рассмотреть характеры формируемых образов в те или иные исторические эпохи. Именно благодаря этому понятию исследователь внимательнее начинает относится к системе социокультурной репрезентации, связанной с тем или иным образом и его манерой поведения. Персонажи художественных произведений, как правило, обладают не только национальным, классовым самосознанием, но и, что очень важно, именно гендерным и ведут себя в соответствии с феминной и/или маскулинной манерой поведения. Например, есть ряд современных гендерных исследований, в которых доказывается смешанная природа сознания современного человека (например, работы Ю. Кристевой, отказавшейся от оппозиции мужское/женское и сформулировавшей теорию двойной детерминированности). Таким образом, специфический тип современного сознания выводится через принадлежность гендерным моделям. Все это формирует то, что называется гендерной идеологией. А одним из важнейших концептов художественного текста становится характер женского образа, выступающий своего рода сводом типов социального поведения, присущего той или иной культуре в определенном историческом времени ее развития.
Говоря о конкретных изменениях в социокультурных моделях общества ХХ в., необходимо отметить, что примерно с 1920-х гг. в европейском обществе начинается активный процесс разрушения патриархальных устоев. В это время серьезному пересмотру подвергаются традиционалистские представления о месте женщины в социокультурной жизни. В общественном сознании начинает вырабатываться понятие равноправия полов. Например, в Англии женщины получают политические права в 1918 г., а ещё раньше, в 1917-м, подобный декрет был издан большевистским правительством в России. Конечно, история вопроса возникла не в ХХ в. Здесь необходимо упомянуть безусловный вклад французской, английской и немецкой философской и общественной мысли.

Дискуссии о духовном и интеллектуальном равенстве полов велись начиная с XVII в., да и сама история женского движения, продолжающаяся на протяжении вот уже двухсот с лишним лет, сложна и драматична. Однако говоря о гендерном подходе в киноведении, надо понимать, что магистральным лейтмотивом в подобных исследованиях становится не феминизм в своем развитии, а непосредственно анализ кинематографа переходных периодов в обществе, увиденный через призму репрезентации женского образа. В этой связи хотелось привести цитату крупного исследователя гендерной проблематики в искусстве А. Усмановой: «Большинство классически образованных постсоветских искусствоведов никак не смогли бы согласиться с мыслью о том, что “женщина отсутствует” в истории западного искусства, как и в истории западной культуры вообще. Как она может “отсутствовать”, если живопись, скульптура и другие искусства только и делали на протяжении веков, что “воспевали женскую красоту”, отражали “гармонию душевного мира женщины”, наконец, прославляли идеал материнства и женской добродетели? Другими словами, женщина в их представлении выступает в роли музы-вдохновительницы, молчаливо позирующей натурщицы и одновременно объекта почитания, в то время как роль Творца отведена мужчине: властная позиция творца в конечном счете превалирует над фактом множественности отношений, связывающих женщину с искусством. Сам “объект почитания” оказывается настолько репрессирован, что уже не имеет права нарушить “обет молчания” или сойти с уготованного пьедестала (не случайно ожившая Галатея возможна лишь как фигура абсолютно мифологическая)» . Женщине-героине в искусстве в целом и в кинематографе в частности на протяжении длительного времени ничего не оставалось делать, как принять это воплощение, которое, скорее всего, является персонифицированным представлением «творца» о норме. Не более того. Художественные образы положительных женщин (добродетельная мать, целомудренная скромница, рачительная домохозяйка и т. д.), как и образы с сомнительной репутацией (куртизанки, блудницы, коварные соблазнительницы и т. д.) превратились в стереотипы и культурологические штампы. Вопросы: «Где заканчивается добродетель и начинается порок?» и «Кто определяет и устанавливает границы нормы?» – не подлежат обсуждению. Данная проблема оказалась вне сферы искусствоведческого и киноведческого анализа. И оставаясь в рамках «традиционного» подхода, мы были бы вынуждены признать, что женская «сущность» — неизменная величина, не подверженная влиянию времени, смене морально-нравственных парадигм. Мировоззрение меняется, а феминный образ в искусстве остается застывшим, как изваяние.

Для парадигмы «гендерных культурных исследований» базовым является понятие репрезентации, когда вместо подгонки героинь в произведении под архетипическое понятие «женского образа» мы обращаемся к рассмотрению женщины «как динамичного образа». Это, в свою очередь, позволяет определить «природу» и интерпретировать стереотипы восприятия подобной героини исходя из понимания «духа времени» (нем. Zeitgeist). Кинематограф, с его возможностью визуализации, через женский образ наиболее точно и полно отражает эпоху: социальные отношения, полоролевые нормы, культурные традиции, поведенческие стратегии, нормы морали и т.д.

Гендерный подход к анализу кинематографа позволяет отойти от классического понятия «герой нашего времени», которое становится центральным в описании культурно-исторических изменений в обществе и предлагает новую гендерную категорию: «женщина — символ эпохи». Взгляд на кинематограф с маскулинного ракурса, безусловно, позволяет говорить о неких психологических и социальных тенденциях — бунтарство против устоявшихся норм, воодушевление, разочарование, некоммуникабельность и т. д. Смена же угла зрения позволяет несколько иначе взглянуть на происходящее, более точно исследовать процесс того, как трансформация женского образа в фильмах становится маркером тех или иных исторических перемен. Более того, женские образы, визуально зафиксированные на киноэкране, не только отражают, но и конструируют социальную реальность.

Так, например, «новые француженки» заставили весь мир обернуться, возмутиться, а потом с восхищением взглянуть на них как на предвестников свободы от оков буржуазного мышления. В 1956 г. выходит фильм Р. Вадима «И Бог создал женщину», в котором впервые в послевоенном европейском кинематографе заявляется тема женской эмансипации. Эту картину позднее Ф. Трюффо назовет «документальным фильмом о “женщине, олицетворяющей [свое] поколение”» , приравнивая образ героини, созданный на экране Брижит Бардо, к образу бунтаря Джеймса Дина в американском кино. Из-за своей откровенности фильм вызвал тогда скандал, но буквально через несколько лет французский кинематограф захлестнет «новая волна» (пик ее приходится на 1958–1962 гг.), которая начнет разрушать старую мораль и заявит о приходе нового революционного поколения. Эпоха «новой волны» совпадает с подъёмом феминистских настроений в Европе. И как в XIX в. появились «новые француженки» Э. Золя, Ги де Мопассана, О. де Бальзака, Г. Флобера, Ж. Санд, так в конце 50-х гг. ХХ в. появляются «новые француженки» Ф. Трюффо, Ж.-Л. Годара, Л. Малля, К. Шаброля, А. Варда и др. — раскрепощённые, эмансипированные, «живущие своей жизнью», пренебрегающие социальными нормами общества, погрязшего в лицемерии и ханжестве.

Или испанский кинематограф, который берет на вооружение архетипическую полярность «Мадонна – блудница» с тем, чтобы на противопоставлении этих женских образов показать смену социокультурной парадигмы в испанском обществе и выразить критику католического сознания, ассоциирующемуся с разрушительной силой социальных институтов франкийской эпохи (Л. Бунюэль, К. Саура, В. Эрисе и др.). Именно гендерный подход к анализу фильма позволяет объяснить устойчивую приверженность немецкого кинематографа к ведекиндовскому образу Лулу и удивительный интерес к нему отечественного кинематографа. Этот список можно продолжать и далее.

Безусловно, вопрос изменения гендерной репрезентации в кинематографе стоит весьма широко и отдельными странами не исчерпывается. Можно с уверенностью сказать, что данный подход универсальный, так как он применим ко всему мировому кинопроцессу. Это тот случай, когда расхожая фраза «Ищите женщину» (в оригинале “сherchez la femme”) с сомнительной в адрес женщины коннотацией приобретает значение эффективной искусствоведческой методологии.

* Звездочкой отмечены книги, которые Вы можете найти в Медиатеке ГЦСИ-РОСИЗО

Основная:
1. Айснер Л. Демонический экран. М.: Rosebud Publishing, Пост Модерн Текнолоджи, 2010.
2. Виноградов В. В. Стилевые направления французского кинематографа. М.: Канон+, 2019.
3. Дашкова, Т. Ю. Телесность – Идеология – Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность. М.: Новое литературное обозрение, 2013.
4. Де Бек А. Новая волна: портрет молодости. М.: Rosebud Publishing, 2016.
5. Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. От Каллигари до Гитлера. М.: Искусство, 1977.
6. Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России. М.: «Новое литературное обозрение», 2012.
7. Смагина С. Публичная женщина или Публичная личность? Женские образы в кино. М.: Канон+, 2018.

Дополнительная:
1. Абдуллаева З. Реальное кино. М.: Три квадрата, 2003. 400 с. *
2. Бергман о Бергмане. Ингмар Бергман в театре и кино / сост. А.В. Панина, В.В. Гульченко; послесл. Е.С. Громова. М.: Радуга, 1985. 528 с. *
3. Гращенкова И. Н. Киноантропология ХХ / 20. М.: Человек, 2014.
4. Гульченко В. Между «оттепелями». // Искусство кино, 1991, № 6. с. 57-69.
5. Делёз Ж. Кино / пер. с фр. Бориса Скуратова. М.: Ad Marginem, 2004. 624 с. *
6. Забродин В.В. Эйзенштейн: кино, власть, женщины. М.: НЛО, 2011. 560 с. *
7. Зонтаг С. Магический фашизм // Искусство кино, 1991, № 6. с. 50-57.
8. Зоркая Н. Брак втроем ‒ советская версия. «Третья мещанская», режиссер Абрам Роом. // Искусство кино. 1997, №5. [Электронный ресурс] Режим доступа – http://kinoart.ru/archive/1997/05/n5-article28.
9. Климонтович Н. Женщины на двадцать лет моложе // Искусство кино, 1991, № 6. с. 83-89.
10. Марголит А. Старые новые амазонки, или Здравствуйте, бабушка! // Искусство кино, 1991, № 6. с. 42-46
11. Плахов А. Кино на грани нервного срыва. СПб.: Мастерская СЕАНС, 2014. 424 с. *
12. Стишова Е. М. Приключения Золушки в стране большевиков / Е. М. Стишова // Искусство кино. 1997. № 5. С. 99–107.
13. Тайнан К. Девушка в черном шлеме. Вступление. / Луиза Брукс. Лулу в Голливуде. М.: Rosebud Publishing. Пост Модерн Текнолоджи, 2008.
14. Трошин А. Ну, женщина! // Искусство кино, 1991, № 6. с. 47-49.
15. Туровская М. Женщина и кино. Заметки // Искусство кино. 1991. № 6. С. 131–137.
16. Туровская М. Женщина-убийца в русском и советском немом кино / М. Туровская // Искусство кино. 1997. № 5. С. 108–113.
17. Туровская, М. И. Амазонки русского киноавангарда // Киноведческие записки. 2003. №62. С. 56–63.
18. Хренов Н.А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов. М.: Прогерсс-Традиция, 2008. 536 с. *