Модуль №1: Введение в современное искусство
На каком языке говорит искусство сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, с чего все началось, то есть когда искусствоведы выделили данное направление в отдельную совокупность художественных практик. За 90 минут мы проследим историю современного искусства и узнаем о его главных течениях, авторах и произведениях. Это создает идеальную базу, чтобы ориентироваться в современной культуре.
Две лекции будут посвящены развитию мирового и российского современного искусства.
РАСПИСАНИЕ
2 мероприятия
10 сентября – 12 сентября 2018
Продолжительность курса — 1 неделя
По понедельникам и средам, 19:30–21:30
Лекции
Изобразительное искусство имеет разные формы, включающие в себя «модернизм» (начало 20 в.) и «современное искусство» (вторая половина 20 в.). Эти составляющие имеют свою историю, параметры и характеристики.
Данная лекция будет сопровождаться широким иллюстративным материалом от начала 1910-х годов вплоть до наших дней, представляя слушателям основных героев этого времени и те произведения, которые радикально изменили не только восприятие произведения искусства как объекта, но и значительно повлияли на расширение границ эстетического и социального дискурсов сегодня. То есть, что нужно знать!
Краткий экскурс в историю российского искусства – от эпохи Оттепели до сегодняшнего дня. Всего за 90 минут лектор попытается сложить все детали в правильном порядке, объясняя что, когда и где имело место в основных художественных течениях, стратегиях и тенденциях российского андерграунда, повлиявшего на мировоззрение нескольких поколений. В постсоветский период его существование в подполье утратило всякий смысл: современное искусство трансформировалось. Но став доступным для широкой публики, оно столкнулось с проблемой адаптации к запросам и ожиданиям общества, воспитанного в советской культурной парадигме.
Материалы к курсу
*Звездочкой отмечены книги, которые Вы можете найти в Медиатеке ГЦСИ
Основная (общие книги):
1. Art in Theory 1900-2000: An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Harrison Ch., Wood P. Malden, 1993 *
В этой книге особое внимание рекомендуем уделить следующим текстам:
• Fried M. Art and Objecthood. // Art in Theory 1900-2000. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Harrison Ch., Wood P. Malden, 2003. P. 835-846 (первоначально опубликовано в Arforum, summer 1967)
• Judd D. Specific objects // Art in Theory 1900-2000. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Harrison Ch., Wood P.J. Malden, 2003. P. 824-828
• Kaprow, A. Some Recent Happenings. Something Else Press, 1966; Kaprow, A. from Assemblages, Environments and Happenings // Art in Theory 1900-2000. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Harrison Ch., Wood P. Malden, 2003. P. 717-722
• Morris R. Notes on Sculpture // Art in Theory 1900-2000. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Harrison Ch., Wood P. Malden, 2003. P. 828-835
• Reinhardt A. Art as Art // Art in Theory 1900-2000. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Harrison Ch., Wood P. Malden, 2003. P. 821-824
• Restany P. The New Realists // Art in Theory 1900-2000. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Harrison Ch., Wood P. Malden, 2003. P. 724-725
• Smithson R. A Provisional Theory of Non-Sites. // Unpublished Writings in Robert Smithson: The Collected Writings, edited by Jack Flam, published University of California Press, Berkeley, California, 2nd Edition 1996; Smithson, R. A Sedimentation of the Mind: Earth Projects // Art in Theory 1900-2000. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Harrison Ch., Wood P. Malden, 2003. P. 877-880
2. Archer M. Art Since 1960. London, 2002
3. Art of the 20th Century. Painting, Sculpture, New Media, Photography. – Taschen, 2005 * (в медиатеке есть Volume 1, 2)
4. Foster H., Krauss R., Bois Y.-A., Buchloh B.H.D.. Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism. London, 2005
5. Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ – начала XXI века. СПб., 2007 *
6. Тейлор Б. Art Today. Актуальное искусство 1970-2005. М., 2006 *
7. Энциклопедия искусства ХХ века. Сост. Краснова О.Б. М., 2002
8. Alloway L., The Arts and the Mass Media // Architectural Design & Construction, February 1958
9. Bourriaud N. Esthétique relationnelle, Dijon, 1998 (русский перевод одной из глав: Буррио Н. Эстетика взаимодействия. // Художественный журнал, № 28-29. М., 1999)*
10. Greenberg C. Avant-garde and Kitch. // Greenberg C. The Collected Essays and Criticism. Chicago, 1986, vol. 1. Pp. 12 – 19 (впервые опубликовано в Partisan Review, Fall 1939. Р. 37; русский перевод см. Гринберг К. Авангард и китч // Художественный журнал, № 60. М., 2005)*
11. Greenberg C. Towards a Newer Laocoon // Greenberg C. The Collected Essays and Criticism. Chicago, 1986, vol. 1. Pp. 23 – 37 (впервые опубликовано в Partisan Review 7. New York, 1940. Pp. 299-300)
12. Goldberg R. Performance: live art 1909 to the present. London, 1979
13. Krauss R. The Originality of the Avant-Garde and Other Modernist Myths. London,1985. (Русский перевод Краусс, Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., 2003)
14. Lippard L. Six Years: The Dematerialization of the Art Object from 1966-1972, Praeger, 1973
15. Nochlin L. Why Have Thear Been No Great Women Artists? // ARTnews, 69. N. Y., 1971. (Нохлин Л. Почему не было великих художниц? // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000. Под ред. Л. М. Бредихиной, К. Дипуэлл. М., 2005. Сс. 15 – 46)
16. Restany P. Le nouveau réalisme. Paris, 1978
17. Rose B. ABC Art. //Minimal Art: A Critical Anthology. Ed. by Battcock G., New York, 1968. Pp. 290-91 (первоначально опубликовано в Art in America, October-November 1965)
18. Rosenberg H. American action painters // Rosenberg H. Tradition of the New. Freeport (N.Y.), [1959] 1971. P. 23 – 38 (первоначально опубликовано в Art News 51/8, Dec. 1952, p. 22)
19. Rosenberg H. Revolution and the Concept of Beauty // Rosenberg H. Op. cit. P. 74 – 84
20. Tapié M. Un art autre. Paris, 1952
21. Youngblood G. Expended Cinema. New York, 1970
22. Бюргер П. Теория авангарда. М.: V—A-C press, 2014*
23. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. — Москва: Ad Marginem, 2013*
24. Кошут, Дж. Искусство после философии // Искусствознание. М., 2001. № 1. С. 545-563
25. Левитт С. Параграфы о концептуальном искусстве, Тезисы концептуального искусства // «Художественный журнал», № 69. М., 2008. Сс. 16 – 21*
Дополнительная литература:
1. Alloway L. The long front of culture // Pop Art Redefined. Ed. by Russell J., Gablik S.. New York; Washington, 1969
2. Alloway L. Topics in American Art Since 1945. Toronto, 1975
3. Belting H. Art history after modernism. Chicago, 2003
4. Bonito Oliva A. Il sogno dell’arte. Tra avanguardia e transavanguardia. Milano, 1981
5. Bonito Oliva A. Trans-avant-garde International. Milan, 1982
6. Buchloh B.H.D. Neo-Avantgarde and Culture Industry: Essays on European and American Art from 1955 to 1975. Cambridge, 2000
7. Bürger P. The decline of modernism. Pennsylvania, 1992
8. Chicago J., Lucie-Smith E. Women and art: contested territory. New York, 1999
9. Chipp H. B. Theories of modern art: A source book by artists and critics. Berkeley — Los Angeles, 1968 *
10. Foster H. The Return of the Real. Art and Theory at the End of the Century. Boston, 1996
11. Goldberg R. Performance: live art since 1960. New York, 1998, 2004
12. Guasch A. M. El arte del siglo XX en sus exposiciones. 1945 – 1995. Barcelona, 1997
13. Hauser A. The social history of art, with an introduction by Jonathan Harris. London – New York, [1951] 1999
14. Hopkins D. After modern art, 1945-2000. Oxford, 2000
15. Krauss R. Passages in Modern Sculpture. Cambridge Mass, 1977
16. Lippard L. From the Center: Feminist Essays on Women’s Art, Dutton, 1976
17. Lippard L. R., Pop Art, with contributions by Lawrence Alloway, Nancy Marmer, Nicolas Calas, Frederick A. Praeger, New York, 1966
18. Lucie-Smith E. Art today: From abstract expressionism to superrealism. Oxford, 1977
19. Lucie-Smith E. Movements in art since 1945. London, 1969, 1973, 1984, 1995, 2001
20. Lucie-Smith Е. Art in the eighties. Oxford-New York, 1990
21. Lucie-Smith Е. Art in the seventies. Oxford, 1980
22. Lucie-Smith Е. Movements in art since 1945. London, 1969, 1973, 1984, 1995, 2001
23. Lucie-Smith Е. Visual arts in the twentieth century. New York, 1997
24. Millet C. L’Art Contemporain. Histoire et Géographie. Paris, 2006
25. A Brief History of Curating. Ed. by Obrist H.U. Zurich – Dijon, 2008 (русский перевод — Х.У. Обрист, Краткая история кураторства. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2012*)
26. Pollock G. Parker R. Framing Feminism: Art and the Women’s Movement, 1970-1985. London, 1987
27. Pollock G. Vision and Difference: Femininity, Feminism and the Histories of Art. London, 1988
28. Pollock G., Parker R. Old Mistresses: Women, Art and Ideology. London, 1981
29. Restany P. Manifeste des nouveaux réalistes. Paris, 2007
30. Rorimer A. New art in the 60s and 70s : redefining reality. London, 2004
31. Rose B. American art since 1900. New York, 1975
32. Ruhberg K., Schneckenburger M., Fricke Ch., Honnef K. Art of the 20th Century (v. 1 & 2). Cologne; 1998
33. Rush M. Mew Media in Late 20th-Century Art. London, 1999
34. Sandler I. Art of the postmodern era: from the late 1960s to the early 1990s. New York, 1996
35. Stiles K., Selz P.H. Theories and documents of contemporary art: a sourcebook of artists’ writings. Berkeley – Los-Angeles – London, 1996
36. Stroud T., Di Lallo E. Neo-Avant-Gardes, Postmodern and Global Art 1969-1999: Art of the Twentieth Century. Milan, 2009
37. Батракова С.П. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры ХХ в. М., 1990
38. Бонито Олива А. Искусство на исходе второго тысячелетия. М.: Художественный журнал, 2003
39. Искусствознание Запада об искусстве ХХ века. Под ред. А.А. Карягина. М., 1988
40. Культурологические записки. Вып.12. О границах искусства. Под ред. Г.М. Юсуповой. М., 2010
41. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Под ред. В. В. Бычкова. М., 2003
42. Обухова А.Е., Орлова М.В. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму. М., 2001
43. Райнхардт Э. Из архива Райнхардта // Искусство двадцатого века и современности. Сборник статей молодых искусствоведов. М., 2004. С. 23; Райнхардт Э. Отрывок из статьи «Кредо художника-абстракционистата. Искусство это искусство». // Там же. С.24; Райнхардт Э. Райнхардт пишет картину // Там же. С.25; Райнхардт Э. Догма «Искусство-как-искусство», часть 5 // Там же. С.27
44. Турчин B.C. Образ двадцатого в прошлом и настоящем. М., 2003
45. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. Сс. 102 – 230 *