- Это мероприятие прошло.
Складки и сборки: социальные науки и субъективность
Событие Навигация
Сводимо ли научное исследование к техничности или оно включает в себя этический аспект? В каких практиках формируется самость ученого и какие научные практики и знания, подключаясь к институтам, участвуют в формировании самости рядового человека?
Светлана Бардина – философ и социолог, преподаватель факультета социальных наук МВШСЭН. Окончила философский факультет МГУ, кандидат философских наук, MA in Sociology (МВШСЭН / University of Manchester).
Социолог сталкивается с трудноразрешимой дилеммой. С одной стороны, он должен быть включен в сообщество, которое исследует, с другой – сохранять по отношению к нему дистанцию. Один из способов разрешения этой дилеммы – формирование особого «исследовательского взгляда»: социолог должен «научиться видеть то, что считается нашим, как чуждое нам, а то, что считалось нам чуждым, — как наше». Для этого в социальных науках предлагаются различные техники, в том числе вполне практические. Что это за техники? Как они воздействуют на человека и влияют ли они на наши представления о субъективности?
Литература:
● Зиммель Г. Экскурс о чужаке https://vk.com/doc5787984_383874581?hash=b1b10781a6d2478958&dl=9ec2df054652f9c112
● Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии, Глава 2 https://sociologica.hse.ru/data/2011/03/30/1211856411/2_1_5.pdf
● Бурдьё П., Включенная объективация http://www.isras.ru/files/File/Sociologymagazin/Socmag_02_2011/02_Bourdieu.pdf
Станислав Гавриленко – кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В Ломоносова.
На основе прочтения и аналитического разбора небольших фрагментов из работ М. Фуко, Э. Дюркгейма, П. Бурдье, Д. Скотта и П.Хега будет предпринята попытка продемонстрировать в некотором приближении, каким образом знание, мышление и субъективность оказываются исследовательскими объектами социальных дисциплин и каким образом сами эти дисциплины оказываются задействованы в различных режимах управления жизнями, практического конституирования самостей и поддержания их существования и/или преобразования.
Литература:
● Бурдье П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля // Бурдье П. Социология социального пространства. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005 – с. 220-254.
● Скотт Д. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения человеческой жизни. М.: Университетская книга, 2010. (Введение. Часть 1. Государственные проекты: прояснения и упрощения. С. 27-147.)